Пьеса ЭСТЕТИКА СЕТЕВОЙ ЭТИКИ

Автор: Юрченко Михаил Петрович

E-mail: Mixail1966@yandex.ru

 

ПЬЕСА

 

ЭСТЕТИКА СЕТЕВОЙ ЭТИКИ

 

(моделирование идей в 2-х действиях)

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

 

ОЛЬГА, блогер.

Подписчики блогера:

ЖАННА.

МАКСИМ.

СВЕТЛАНА.

ДАНИЛА.

ОКСАНА.

ГРИГОРИЙ.

КОНСТАНТИН.

МАРИЯ.

ВИКТОР.

ПЕТР.

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена представляет собой виртуальное пространство «сети» Интернет. В центре сцены рабочее место блогера: стол на котором стоит ноутбук, стул. Полукругом вокруг рабочего места блогера располагаются места подписчиков блогера: диван, тахта, кресла, стулья.

 

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Виртуальное пространство «сети» Интернет. Ольга.

 

Ольга выходит на сцену и садится за стол. Включает ноутбук.

 

Ольга (разговаривает сама с собой). Что за жизнь такая? То одно, то другое. Словно со скоростью света летишь куда-то! Совершенно нет времени ознакомится с отзывами подписчиков. А ведь это так важно, необходимо, полезно для любого живого существа, особенно блогера, получить хоть какую-то обратную связь. Осознать, что ты хоть кому-то интересна, полезна, нужна. Что ты не «ноль». Не «пустое место». Не «прозрачное стекло» сквозь которое смотрят на окружающий мир. Что ты – личность! Ну, или на худой конец, что хоть кто-то обращает на тебя хоть какое-то внимание. (Смотрит в экран ноутбука.) Интересно, что они написали мне в комментариях?

 

На сцену выходят Жанна, Максим, Светлана, Данила, Оксана, Григорий, Константин, Мария, Виктор, Петр. В руках они держат ноутбуки, планшеты, смартфоны.

 

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Виртуальное пространство «сети» Интернет. Ольга, Жанна, Максим, Светлана, Данила, Оксана, Григорий, Константин, Мария, Виктор, Петр.

 

Жанна, Максим, Светлана, Данила, Оксана, Григорий, Константин, Мария, Виктор, Петр рассаживаются на диван, тахту, кресла, стулья. Включают ноутбуки, планшеты, смартфоны и смотрят в их экраны.

 

Начинается виртуальное общение блогера и его подписчиков друг с другом. Каждый участник виртуального общения озвучивает вслух набираемый и отправляемый текст своего комментария.

 

Жанна. Привет! Вы, Ольга, указываете на то, что качество эстетической составляющей производства технической и гуманитарной продукции снизилось.

Ольга. Привет! Разумеется, Жанна! Качественная «планка» художественного «рисунка» штучного продукта выше, чем массовое производство «гравюрных» «иллюстраций». Соответственно товарная цена выше у «рисунка» чем у «гравюры». Хотя себестоимость массового «гравюрного» производства гораздо ниже, чем штучный товар художественного «рисунка».

Жанна. «Макет» улучшили, но эстетическая составляющая художественного вкуса, например, книги, как товара, снизилась.

Петр. Всем привет! Разрешите присоединиться к обсуждению?

Ольга. Пожалуйста, Петр! Кстати, все присутствующие на сайте также могут присоединиться к дискуссии. Присоединяйтесь! Не стесняйтесь! Если это вам, конечно, интересно!

Жанна. Итак, Петр, мы вас внимательно слушаем, то есть, читаем.

Ольга. Да, да! Разумеется, читаем!

Петр. Согласен с вами, что эстетическая составляющая формы «каркаса» важна и значима для привития хорошего вкуса, но и содержание предлагаемого нам «продукта» тоже немаловажно.

Ольга. Очень интересно. Продолжайте, пожалуйста.

Петр. Я говорю, а если быть более точным, то пишу о смысле. Так вот. Постоянно самовоспроизводящийся поток информации все более и более обессмысливается. Его, стремящийся к бесконечности объем, практически уже невозможно хоть как-то структурировать и придать ему осмысленные формы. Возможность человека воспринять и осмыслить бесконечный «рой» информации крайне ограниченна. Даже можно сказать стремиться к нулю.

Мария. Доброго времени суток! Разрешите?

Ольга. Разумеется, присоединяйтесь к дискуссии, Мария!

Жанна. Мария, если вам обсуждаемая тема интересна, то и нам интересна ваша точка зрения.

Мария. Отлично! Значит так. Создание всевозможных информационных структур, наполненных разнообразным содержанием связано в конечном счете не с желанием какого-либо просвещения или оглупления их пользователей, а с необходимостью преобразования интеллектуальной олигополии на культуру в широком смысле этого слова и информации, в частности, в интеллектуальную монополию.

Петр. Мария, вы хотите сказать, что, получив возможность формирования и преобразования информационной среды монополисты смогут контролировать культурные ресурсы человечества. Ведь культурное и интеллектуальное развитие человека напрямую зависит от того в какой культурно-информационной среде он находится и какие коды культурно-информационных ресурсов ему доступны.

Ольга. Несмотря на то, что информационный поток един и доступен для всех в равной мере, однако, степень широты спектра восприятия и глубины понимания его различны, в силу разной степени осознанности людьми предлагаемого им культурного-информационного продукта.

Мария. Вот именно. Чем выше культурный уровень человека, тем больший объем информации доступен его осознанному пониманию и осмысленной переработке. Но, это вовсе не означает, что он все понимает верно и всегда может отличить истинное высказывание от ложного.

Жанна. С помощью коррекции процесса воспитания человека можно контролировать его конечный качественный уровень образованности, что в свою очередь влияет на широту и глубину его профессионального кругозора.

Петр. Таким образом через глубину уровня осознанной доступности к общему информационному потоку можно ранжировать людей по степени профессиональной квалификации. От работника с узконаправленными компетенциями до специалиста с широким набором профессиональных качеств и междисциплинарного понимания возможностей решения, стоящих перед ним всякого рода задач.

Мария. Степень качественной доступности к общему информационному потоку влияет на интеллектуальное и культурное развитие конкретного человека.

Петр. А глубина возможности развития человека зависит от умения, способности достоверно и правильно осмыслить получаемую информацию.

Ольга. Таким образом с помощью информации можно манипулировать убеждениями, желаниями, эмоциями, поведением как конкретного человека, так и целых социальных групп.

Мария. Более того. Способность изучать идеализированные абстракции смыслов зависит от степени их осознанности.

Петр. В свою очередь степень осознанности зависит от степени овладения и умения использовать сложную палитру языка. Ведь язык используется для мышления, то есть он конструирует, интерпретирует и творчески выражает мысль.

Жанна. Получается, что выхолащивание языка ведет к снижению качества мышления.

Ольга. Чем ниже способность к качественному мышлению, тем эффективнее работают фейковые «завесы» и всякого рода дезинформация при создании для массового потребителя всякого рода «смысловых иллюзий».

Мария. Успешность «общего мнения» в решении прямых задач по управлению «личным мнением» зависит от степени умелости этого «личного мнения» противостоять манипулированию из вне путем решения обратной задачи по распознаванию истинности предлагаемой информации. Поэтому «общее мнение», чтобы более успешно поддерживать и презентовать свой статус будет всячески «упрощать» и «примитивизировать» «личное мнение», чтобы подчеркнуть его полную несостоятельность, полную несамостоятельность, полную зависимость от правильности «общего мнения» системы.

Григорий. Здравствуйте!

Ольга. Здравствуйте, Григорий!

Григорий. Получается, что нравственный прогресс в достижении равноправия между «общим мнением» и «личным мнением» маловероятен? Эстетические «штучки» не для всех. Для большинства и «рубище» сойдет. «Обще мнение» системы убеждает «личное мнение» индивида через вводимые повсюду модные тенденции, что и это вполне приличная «одежда».

Ольга. Что-то вроде этого. Полная манипуляция «большого мнения» «маленьким мнением». Эдакая культурная колонизация сознания человека.

Максим. Привет!

Ольга. Привет, Максим!

Максим. О каком прогрессе в понимании между роботом-ботом автоматически, бесконечно транслирующем заложенную в него кем-то какую-либо информацию и потребителем-человеком этой информации искаженной фейками, как кривыми зеркалами, может идти речь? О каком благородстве вы здесь вздыхаете?

Ольга. И-и-и?!

Максим. Средства массовой информации, голосовые помощники, приложения, мессенджеры и прочие технические «фишки» просто кибероружие в непростой, интеллектуально сложной борьбе «общего мнения» системы с «личным мнением» «кусочка» общего целого этой системы. Арена борьбы сознание индивида. Его мировоззрение, взгляды, убеждения, степень осознанности понимания и степень его суверенного поведения и суверенности вообще, как таковой.

Виктор. Настоящая, истинная власть осуществляется на уровне идей!

Ольга. Привет, Виктор!

Виктор. Всем, привет! Извините, за резкое вторжение в общий виртуальный разговор.

Ольга. Ничего, ничего. Всякая обратная связь, особенно если она по теме, приветствуется.

Константин. Вначале поприветствую. Всем, привет!

Ольга. Привет, привет, Константин! Мы все вас внимательно читаем.

Константин. Какой щедрый информационный кредит! Как бы не опростоволоситься! А впрочем, довольно скромничать. Надо своевременно «гасить» стремительно увеличивающиеся проценты кредита доверия. Извините, за болтовню. Теперь по делу. Не кажется ли вам, уважаемые собеседники, что пришло время превращаться из успешных имитаторов чужих идей в успешных инноваторов своих собственных широкоформатных идей. Я, за свободу и самостоятельность мышления при принятии решений!

Ольга. Мы тоже! Но, как это сделать? Как осуществить это «технически» на практике, когда «общественное мнение» системы «плющит» всякое начинание в «лепешку»? Влияние блогеров на аудиторию может быть и заметно, но не так уж и велико по сравнению с безграничным пространством возможностей средств массовой информации. Локальная «блогер-галактика» ничто по сравнению с «медиа-вселенной».

Светлана. Всем, привет! Сразу к делу. Не все так плохо, как нам кажется! Необходимо разрозненным общностям объединится по всему миру. Самоорганизация в одно целое для решения поставленных задач. Надо действовать, как одно целое, как единый социальный, интеллектуальный организм.

Ольга. Что-то вроде социальных насекомых, которые способны работать слаженно, как единый «механизм». Самоорганизовываясь, они решают сложные задачи, которые отдельная особь решить не способна.

Данила. Так это насекомые, а мы – люди! Всем, здравствуйте!

Ольга. Здравствуйте, Данила! Пишите. Мы с интересом прочтем ваше мнение.

Светлана. Если оно, конечно, у вас есть.

Данила. Разумеется, имеется. Я вам так напишу. Какое-либо увеличение эффективности в современном мире без использования научного информационного кластера невозможно! Повышение производительности труда в любой сфере деятельности уже невозможно без роботизированной автоматизации процессов.

Жанна. Допустим. В таком случае, что вы конкретно предлагаете?

Максим. Как убедить людей не принимать на веру, что нам говорят и показывают «значимые» источники?

Данила. Чтобы успешно противостоять всякого рода информационным «злоупотреблениям» необходимо выявить их слабые места с помощью компьютерного моделирования воздействия на сознание и подсознание человека этих «мутных» информационных потоков.

Григорий. Решать вопросы приватности и разрабатывать этические нормы с помощью технических средств, искусственного интеллекта без привлечения творческого начала человеческого разума не рентабельно, потому что электронные «мозги» пока что имеют технологические ограничения.

Оксана. Всем, привет! Читала, читал и решила присоединится к вашей виртуальной беседе.

Ольга. Давно пора. И вам привет от всех нас, Оксана!

Оксана. Многими процессами в обществе и обыденном мышлении заправляет мода. Мода на подражание, механическое копирование, отказ от критического взгляда на происходящее повсеместно культивируется и поощряется. В такой ситуации простому человеку, не отягощенному глубокими культурно-профессиональными познаниями не так-то просто самоопределиться в пространстве определенных ценностей. Тем более, что разнообразие технологий повышает живучесть общества. Может быть мои слова идут в некоторый разрез с выше начертанными строками, но разнообразие выбора дает «пищу для размышления». Развивает философию общества, его культуру.

Ольга. Наша площадка открыта для различных мнений.

Петр. И смыслов. Тем более, что элитарность заключается в степени профессионализма, талантливости, а не «генеалогическом древе» «родовитых» посредственностей.

Мария. Элита воспитывается духовно и интеллектуально, а не «размножается» физически. Способность к самоорганизации, самостоятельность в принятии решений – специфические черты действительно независимой, никем не ангажированной группы, называющей себя, элита.

Виктор. При современном положении дел и запросах общества элита – в виде устаревшего формата корпоративного «интеллектуального меньшинства», уже не в состоянии обеспечить дальнейшее развитие общества. Процесс генерации смыслов и стратегий замедлился. Необходимо качественное изменение в самом смысловом содержании понятия «элитарность».

Светлана. Тем более, что население постепенно отказывается от роли «пассивных зрителей», поэтому задача фейковых новостей увести общественное сознание в сторону, подальше от истинного положения дел. Лишить человеческий интеллект возможности адаптироваться к быстро меняющейся среде обитания и замедлить процесс формирования новых идей и смыслов.

Ольга. Получается, что обучение людей критически проверять идеи, а не принимать на веру, бездумно поддерживать и транслировать их расширяет интеллектуальный ресурс общества и выступает в виде положительного тренда.

Виктор. Надо мотивировать людей. Помогать им самостоятельно мыслить. Учить разбираться самому, а не перекладывать этот мыслительный процесс на «чужие плечи». Ведь робот хоть и многофункционален, но пока еще эмоционально беден. Он способен успешно обрабатывать и анализировать большие массивы данных, но не эффективен там, где требуется творческое, созидательное мышление.

Оксана. Для решения глобальных, конкретных задач надо уметь абстрагироваться от несущественного.

Григорий. Конкуренция снижает планку этических вопросов. Главное – скорость. Необходимо быть всегда на «гребне волны».

Константин. Повышение интеллектуального уровня масс вынуждает обеспеченное меньшинство в целях защиты своих интересов и сохранения властных полномочий «сворачивать» демократию. «Особые интересы» различного рода социальных групп неимоверно «раздули демократический пузырь». Демократии стало слишком много. Народ стал «ускользать» из-под контроля.

Петр. Для решения такого рода проблем у обеспеченного меньшинства есть действенные меры. Например, такой инструмент, как кризис. Кризис усиливает чувство незащищенности, закабаляет работника. Индокринация молодежи позволяет финансовой верхушке «омолодить» «дряхлеющий» статус элитарного господства.

Мария. В информационном мире власть должна основываться на науке. Значит необходимо выделять достаточно ресурсов на образование.

Ольга. Нет предела развитию человечества. Идеи, прогнозы, открытия делают мир интереснее.

Жанна. Люди продукт общества, в котором они живут. И если «разорвать» культуру конкретного общества, то можно сформировать поколение с искаженным мировоззрением, нерациональной моделью развития.

Максим. Институты общества подавляют, действуют угнетающе, когда простая, неказистая истина, якобы во благо человека, общества беззастенчиво подменяется вымыслом. Если не сказать больше. Информация, разукрашенная «косметикой» желаемого, выглядит очень карикатурно и отталкивающе.

Григорий. В результате чего потребитель с недовольной гримасой и отвращением отворачивается от нее. Предпочитая общаться с красивой, бездуховной «пустышкой», которой его усиленно пичкают со всех экранов и динамиков.

Виктор. Искусственно созданные сказочные идеи доброты и справедливости защищаемые и транслируемые окружающим героями-одиночками создают полную идиллию свободы личности как непререкаемой ценности. Всякого рода ограничения преподносятся, как покушение на духовный суверенитет и право индивидуального выбора.

Петр. Конечно, интеллектуалы ответственны за степень информационной «ясности и прозрачности», так как они, как правило, выражают интересы влиятельных институтов и сообществ.

Ольга. Отсутствие искренности и ответственности в предлагаемой пользователям информации ведет к формированию поверхностных отношений между людьми. «Глубина» чувств подменяется суррогатным «мелководьем», на котором тщетно барахтается мечтающая о дальних «плаваниях» толком не окрепшая юная душа.

Данила. Чтобы избежать таких «перекосов» необходима автоматизация рутинной человеческой деятельности. Минимизировать вмешательство человека в процесс творческой деятельности искусственного интеллекта.

Светлана. В информационном пространстве действительно слишком много рисков и хаоса. Поэтому предлагаю построить самоорганизующуюся модель, объединяющую в одно целое разрозненные «осколки» достоверной информации.

Оксана. Автопилот – это конечно хорошо, но не стоит перекладывать всею ответственность на «электронные плечи» машинного интеллекта. Разработка «дорожной карты» информационного продукта также позволит снизить вероятность ошибки. Конечно, это потребует финансовых и интеллектуальных вложений, но нельзя скупиться на отработку слаженности действий в вопросах управления.

Ольга. Сохранение фундаментальных основ и механизмов в модели распознавания степени истинности высказываний в смешанном режиме виртуального мира позволит обществу успешно реализовывать воспитательную и просветительскую функции.

Петр. Миссия по формированию «умного общества» позволит повысить эффективность и качество образовательного процесса. Сможет очистить информационное поле от сомнительных сведений и наполнит его необходимыми смыслами.

Данила. В эпоху глобального информационного диктата уклониться от взаимодействия с нечистоплотным информационным пространством невозможно. Мы постоянно получаем и передаем информацию. Духовная жизнь, материальная жизнь, виртуальная жизнь пронизывают, переплетаются друг с другом. Плотность информации постоянно колеблется. Она то уменьшается, то увеличивается. Идеальный мир идей программирует материальный мир.

Жанна. Обесценивание «высокого» искусства происходит через заигрывание с «низким» искусством.

Максим. Это уже последствие, а первопричина в степени осознанного, суверенного поведения. Настоящая, истинная власть осуществляется на уровне идей. Тот, кто формирует мировоззрение человека, поколения, общества, тот и управляет развитием культуры. Ее воздействием на сознание и подсознание человека.

Светлана. Управляя через моду, как составляющую той или иной культуры, можно управлять временем. Погружая потребителя в прошлое или в будущее, можно или замедлять, или наоборот ускорять развитие человека и культуры в целом.

Оксана. Культура, как инструмент манипулирования и воздействия, позволяет мгновенно переносить сознание человека в ту или иную область временного пространства и формировать то или иное отношение к событиям происходящим в нем.

Григорий. Таким образом потребитель культуры не перемещаясь физически, а перемещаясь мысленно в потоке смыслов изменяет свое отношение к тому или иному историческому событию или прогнозируемой перспективе будущего.

Константин. Если рассматривать время, как творческий процесс, то тогда происходит влияние и на свободу, и на самостоятельность мышления индивида. Желание соответствовать моде сужает свободу выбора. С помощью тех или иных культурных образований усложняя или наоборот упрощая до примитивизма культурные продукты можно повышать или понижать самостоятельность их потребителя.

Петр. Получается, что, управляя реализацией творческой программы можно направлять энергетический потенциал, содержащийся в информации в созидательном или разрушительном направлении по отношению к потребителю и обществу в целом.

Виктор. Правильное, разумное взаимодействие с информационным миром позволит человеку ускорить свое развитие. Другое дело, что человека пугают страшилкой о неумении организовать и с пользой использовать свое свободное время.

Мария. Пугают окультуренное меньшинство тем, что «необразованная» человеческая масса «сметет» создаваемые интеллектуалами культурные продукты и повергнет все в «дикий хаос». Поэтому якобы для предотвращения развития такого «сценария» и «пичкают» «неотесанное» большинство всякого рода искусственными заменителями «счастья». Создается повсеместная иллюзия радости и благоденствия, замешанная на понятной «необразованному» большинству суррогатной субкультуре.

Ольга. Умышленное разделение общества на «образованных» и «не очень» необходимо управленцам для обеспечения своей безопасности. А всякого рода «легенды» о невозможности основной массы населения понять и оценить культурные продукты высшего порядка необходимы для «отсечения» народа от нормальной возможности духовного и культурного развития.

Жанна. Управление культурным развитием в целом дает возможность организовывать процесс образования в частности в нужном направлении. Узкая специализация приобретаемых в учебных заведениях «компетенций» сужает общий кругозор специалиста. В результате качество его мыслительной деятельности снижается. В свою очередь степень профессионального образования влияет на качественную составляющую производственного процесса, его продуктивность и развитие.

Григорий. Вот именно! Поэтому на современном этапе развития человека необходимо учить его цельному пониманию, а не простому заучиванию конкретных постоянно устаревающих знаний. По-моему, в этом заключается оригинальность предлагаемого мною хода.

Константин. Сейчас востребованы знания, которые уже есть. Но, специалисты, по возрасту, постепенно покидают рынок труда. Этот естественный процесс снижает уровень качества знаний, что ведет к удешевлению капитализации труда. Культурный багаж общества «тает» на глазах.

Мария. И не только он. Происходят незаметные изменения в самом человеке. Его физическом, генетическом и личностном планах. Система обучения через степень информированности, истинности, искренности позволяет подчинить индивида. Таким образом подчинение через образование путем навязывания ложных культурных ценностей, мировоззрения формирует деформированное коллективное мнение.

Петр. Проблема. Как обеспечить равные возможности в мире неравенства?

Светлана. Разобщение общества на всякого рода интеллектуальные «прослойки», отчуждение одной части общества от другой по тем или иным признакам, навязывание индивиду культа «постоянного обновления истории» и отказа от ее «старых», «неперспективных» версий необходимо управленцам для более эффективного и результативного руководства. Сталкивая одну категорию населения с другой, добиваются их духовного и физического ослабления и саморазрушения.

Оксана. В результате чего наиболее активная часть населения превращается в обычных обывателей с узконаправленными, приземленными интересами, что ведет к потере их энергетического потенциала и замедлению роста производительности труда. Регион-мишень начинает отставать в развитии. Происходит отток населения из депрессивного региона в более перспективный, передовой.

Виктор. Формирование двоякого эфемерного статуса территории и проживающего на ней населения, постоянное перемещение из одного исторического «штампа» в другой неблагоприятно отражается на синтезе исторического опыта. Культурно-исторические «скачки», «жонглирование эффектами» не позволяют какой-либо идее «прижиться», «пустить корни», получить достаточную «степень свободы».

Данила. Дело еще и в том, что система восприимчива к тем, кто изменяет программу. Это результат ее способности к самообучению и самосохранению. Процесс эволюции отбирает именно те качества, которые позволяют той или иной «структуре» сформировать способы выживания и продолжить развитие.

Ольга. Что-то сайт «зависает».

Данила. Как всегда, на самом интересном месте.

Максим. Надо что-то делать пока канал вовсе не «упал».

Ольга. Если затронутая тема еще интересна, то предлагаю продолжить ее обсуждение у меня дома через два часа. Выкладываю ссылку с адресом моей квартиры. Не прощаюсь. Жду. (Рассуждает сама с собой.) Сайт завис. Можно выключать ноутбук. (Выключает ноутбук.)

 

Все присутствующие на сцене выключают свои электронные устройства.

 

На сцене гаснет свет.

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Комната квартиры-студии. В центре сцены журнальный столик, на котором лежит ноутбук. У одной стены квартиры-студии стоит диван, у другой стены квартиры-студии стоит тахта. В глубине сцены расположена входная дверь, холодильник, кухонный стол, четыре стула. Ближе к зрительному залу находится окно.

 

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Комната квартиры-студии. Ольга.

 

Ольга сидит на диване.

 

В дверь осторожно стучат.

 

Ольга подходит к входной двери, смотрит в дверной глазок.

 

Ольга. Кто там?

 

Мужской голос за дверью.

 

Здравствуйте. Извините за беспокойство. Это квартира Ольги?

 

Ольга. Да. Это квартира Ольги. В смысле моя квартира. То есть это я.

 

Женский голос за дверью.

 

Сюда, ребята! Наконец-то нашли!

 

Ольга. Вы мои подписчики?

 

Мужской голос за дверью.

 

Да! Это мы! А, вы, тот самый блогер?

 

Ольга. Да, это я! Сейчас открою дверь. (Открывает входную дверь.) Здравствуйте, ребята! Заходите, пожалуйста. Извините, за волокиту и чрезмерную осторожность. Живу одна, так что приходится принимать элементарные меры безопасности.

 

На сцену через входную дверь выходят Жанна, Максим, Светлана, Данила, Оксана, Григорий, Константин, Мария, Виктор, Петр. В руках они держат ноутбуки, планшеты, смартфоны.

 

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Комната квартиры-студии. Ольга, Жанна, Максим, Светлана, Данила, Оксана, Григорий, Константин, Мария, Виктор, Петр.

 

Ольга. Проходите в комнату. У меня все скромно. Комната маленькая, но моя. Рассаживайтесь на диван, тахту. Здесь вот стулья стоят у стола. Берите.

 

Молодые люди рассаживаются.

 

Жанна (осматривает комнату). Скромно, но со вкусом.

Максим. А, по-моему, некоторый перебор. Зачем столько спальных мест если Ольга живет здесь одна?

Ольга. Согласна. Тахта, диван… Конечно, они занимают много места… Нагромождение мебели какое-то, но они необходимы.

Светлана. Гости придут, а сесть негде. Это не с мебелью перебор, а с квадратными метрами недобор. Квартира-студия крошечная. Маловата для наших запросов.

Ольга. Квартира действительно маленькая, но на большую у родителей денег не хватило. Что касается мебели, то тахта не просто большое спальное место. Она еще и шкаф. Я все вещи там храню. Очень удобно. Диван тоже очень нужен. На нем спят мои родители, когда приезжают ко мне в гости.

Данила. Как все продумано. Телевизора нет. Аудиоаппаратуры нет. «Экологически чистая комната» без единого электронного устройства. Все натурально и естественно.

Петр. Ясное дело. Куда аппаратуру «кинотеатра» поставишь? Стать негде.

Виктор. Главное – место для рабочего пространства имеется. Саморазвитием заниматься надо. Расширять свой профессиональный и культурный кругозор. И вообще…

Оксана. А мне вид из окна нравится. И само окно не стандартное. Углом. Хочешь в одну сторону улицы смори. Хочешь в другую.

Григорий. И вид из окна хороший. Парк рядом. Деревья листьями шуршат, а не машины шинами шумят.

Константин. Студия, конечно, не особняк, но для начала вполне прилично. Главное – своя крыша над головой, а не «угол» снимаешь. Хорошо, когда родители своим детям купить квартиру могут. Пусть даже и крохотную, как эта.

Мария. Не такая уж комната и маленькая. Все поместились. И еще место чуть-чуть осталось.

Виктор. Вообще-то мы здесь по делу собрались, а не жилплощадь на предмет комфорта тестировать.

Петр. Точно! Надо проверить. Может уже сайт доступен для общения. Сейчас я попробую на него зайти.

Ольга. Ребята, спасибо за поддержку, добрые, хорошие слова в мой адрес и моей квартиры, но мы здесь. Мы рядом друг с другом. Видим и слышим друг друга. И виртуальное общение, по-моему, здесь вовсе не уместно. Предлагаю всем положить свои электронные устройства на этот журнальный столик и продолжить живую беседу по интересующей нас теме.

Григорий. А разве так возможно? По-моему, без социальных сетей словно и не живешь.

Данила. Точно! Виртуальная часть моего «Я» словно умерла.

Жанна. Неужели мы до такой степени стали зависимы. Куда делась наша самостоятельность?

Виктор. Ерунда какая-то получается. Правда, ребята?

Мария. По-моему, мы заблуждаемся. Это не «зависимость», а просто насущная необходимость.

Максим. Действительно, где еще общаться если не в сети?

Светлана. Виртуальная жизнь тоже интересная и полезная «штука».

Петр. Вот именно! Если у нас есть возможность жить в параллельном мире виртуальной реальности, то почему мы должны от нее отказаться?

Оксана. А я думаю, что надо не отказываться и не бросаться бездумно с головой, как в омут, а относится к данной виртуальной реальности, как к «искусственной жизни».

Максим. Точно! Это наша вторая, параллельная «жизнь»!

Жанна. Хотим мы или не хотим, но каждому дается возможность и право прожить эту жизнь. Кто-то с удовольствием использует эту возможность, а кто-то, наоборот, отказывается от нее. Чрезмерная критичность ко всему новому, по-моему, тоже неправильно. Как вы думаете?

Ольга. Другое дело, как кто этой «искусственной жизнью» распорядится. Можно бездарно, бесполезно просуществовать в ней на просторах виртуальной реальности Интернета, а можно с пользой для себя и для дела использовать эти виртуальные возможности.

Данила. Да что там рассуждать! «Искусственная жизнь» в виртуальном пространстве Интернета имеет такое же право на существование, как и настоящая «живая жизнь».

Максим. Вот именно!

Григорий. А если это так, то тогда для этой «искусственной жизни» должны быть разработаны и утверждены свои правила и законы. Ведь в этой «искусственной жизни» мы уже совершаем всякого рода финансовые операции. Ставим электронные подписи на электронных документах.

Константин. Ясное дело. Все, как здесь. В этой настоящей «живой жизни».

Мария. Что-то мы разошлись, ребята. Целую дискуссию устроили на «ровном месте».

Константин. Какое же это «ровное место»? Это такая же настоящая реальность, как и та в которой мы сейчас находимся. «Искусственная реальность» имеет право на существование и развитие точно также, как и «живая реальность».

Петр. Да что там говорить! Мы уже «де-факто» и частично «де-юре» живем в «искусственной реальности». Она уже существует и без наших рассуждений. Хотим мы того или нет. Принимаем мы ее или отвергаем.

Виктор. Она нас не спрашивает. «Искусственная жизнь» развивается, эволюционирует также, как и «живая жизнь». И это факт.

Ольга. Надо учится культуре бытия в этой новой пока еще для нас «искусственной жизни».

Оксана. Мы с вами, как первопроходцы. Только они открывали новые материки, а мы открываем новые виртуальные формы бытия в интернет-пространстве.

Данила. Я думаю так, ребята, что надо не «копья ломать» по этому поводу, а учиться жить в искусственном, виртуальном мире полном как хорошего, полезного, так и плохого, бесполезного. Все, как и здесь у нас. В этой «живой жизни».

Ольга. Как разговорились, а переживали, что в живую общаться разучились.

Константин. Вот именно.

Григорий. Кстати, мы отвлеклись от темы, по поводу которой мы здесь собрались.

Ольга. Ничего, ничего. Я так считаю, что это наше с вами «отступление» от «темы» ни сколько ей не противоречит, а наоборот только ее дополняет.

Жанна. Я тоже считаю, что все нормально и в «масть». У нас же открытая дискуссия, а не выступления по узко направленной тематике.

Ольга. Однако предлагаю плавно перейти к обмену мнениями по прерванной по техногенным причинам нашей виртуальной беседе.

Светлана. Интересно получается. Начали переписку в «искусственной жизни», а заканчиваем разговор в «живой жизни».

Константин. Точно!

Мария. Верно подмечено!

Жанна. Не привычно как-то без смартфона общаться.

Максим. Ничего. Научимся.

Оксана. Как «лайки» ставить?

Данила. И сразу видно кто говорит. За «аватаркой» и выдуманным «ником» уже не спрячешься.

Светлана. А мне идея Ольги очень даже понравилась. Есть в ней, что-то живое, объединяющее, заставляющее вначале думать, а потом говорить.

Данила. Вот и я об этом.

Григорий. Побольше оптимизма, ребята! Что приуныли, как перед экзаменом?

Константин. Живое общение, наоборот, стимулирует свободу и самостоятельность мышления. Или вы персональной ответственности боитесь?

Мария. Вот еще новости! Это кто здесь персональной ответственности боится?

Петр. Действительно! Я, лично, в живую общаться пока еще не разучился! (Кладет свой планшет на журнальный столик.) Пожалуйста. И без него беседу смогу поддержать. Вот так-то!

Виктор. Смелый поступок!

Жанна. А мы чем хуже?

Максим. Ребята, все электронные устройства на стол!

Светлана. Не привычно как-то без смартфонов. Правда, ребята?

Данила. Ясное дело.

Ольга. Ничего. Справимся! Вначале трудно будет, а потом привыкнем.

Григорий. Что мы, ребята, как маленькие!

Константин. Действительно! Неужели без смартфонов и часа не высидим?

Мария. Я, лично, смогу продержаться даже больше.

Ольга. Вот и хорошо. Значит продолжаем прерванный непредвиденными обстоятельствами виртуальный, электронный разговор.

Жанна. Продолжаем!

Максим. На чем мы там остановились?

Оксана. Надо в переписке последние записи посмотреть.

Виктор. Мы же договорились в электронные «шпаргалки» не подсматривать.

Мария. Ребята, на некоторое время представим себе, что мы, перешагнув порог этой квартиры, погрузились в «информационный постмодерн».

Григорий. И что это значит?

Константин. Каковы последствия?

Мария. А это значит, что произошел разрыв с «электронной закрепощенностью». Да здравствует номадизм! Мы полностью свободны от «электронной зависимости». Наше сознание вновь стало мобильно! Мы теперь можем говорить открыто. Нам электронные устройства больше не указ. У них свое «фейковое мнение», а у нас свое «личное мнение»!

Жанна. Информационный номадизм мне нравиться.

Данила. Ребята, освободившись от смартфона я вновь обрел право самостоятельно мыслить и свободно выражать свое мнение без оглядки на количество набранных строк в сообщении и их оценки виртуальными интернет-жителями.

Максим. Мы покинули виртуальное пространство и вышли из среды электронного прекариата. Мы легализовали свое присутствие. Мы официально общаемся друг с другом не по «сети», а в живую, по-настоящему.

Оксана. Точно! Мы – существуем!

Виктор. Нет. Мы – живем!

Ольга. Тогда продолжаем «жить»! Так на чем мы с вами «там» остановились?

Петр. Мы, вроде бы «там» писали о «ступоре» развития если информационное поле представляет собой «броуновское движение» новостных потоков.

Светлана. Еще мы писали о том, что виртуальная реальность дополняя собой окружающую действительность, подменяет «шероховатую» истину «сверкающим», как фейерверк, вымыслом. Эта процедура «ослепляет» и без того «близорукое» в культурном плане население.

Ольга. Интернет, индивидуализируя сферу труда пользователей, физически разъединяет их. Мы все меньше и меньше нуждаемся в «плече друга». Мы все меньше и меньше зависим от физического присутствия рядом кого-либо. Возникает ощущение неограниченных возможностей и весомого влияния блогеров на своих подписчиков. Кажется, что ты формируешь общее мнение. А на самом деле просто паразитируешь на их желании «найти родственную душу» на огромных интернет-просторах. Я не видела своих подписчиков. Они не видели меня. Я думала, что посетители моего сайта просто объединение внушаемых, несамостоятельных людей, нуждающихся в «лидере», «кумире». Что ими двигает примитивное любопытство на обыденном уровне. А сейчас я вижу, что блогер может не только «уводить», «отвлекать», «развлекать», но и «вести» вперед.

Жанна. При живом общении безнаказанное желание критиковать, состояться за счет другого невозможно.

Григорий. Приходит понимание, что наше объединение не просто «виртуальная тусовка», а действительно инструмент для развития. Ведь через живое общение вполне возможно стать лучше, честнее, ощутить реальную, а не выдуманную ответственность.

Ольга. Правильно. Надо создать ассоциацию блогеров. Блогерам и их подписчикам надо объединится и выступить единым фронтом против пошлости некачественного мышления. Надо самим формировать общественное мнение, а не дублировать чьи-то мысли.

Оксана. Для этого надо абстрагироваться от «тонкостей виртуальной жизни» и сосредоточится на решении этой конкретной задачи.

Светлана. И еще в этом деле важно не только осознать выработанные только-что всеми нами мысли, но и их масштабное внедрение в умы интернет-пользователей.

Петр. Все это так. Но, как объединить в одно целое движущиеся в «космосе» разрозненные части единой когда-то «галактики»?

Виктор. Необходимо мысленно вернуться к «истокам» этой «галактики». Ее зарождению и развитию.

Данила. Осуществить историческое моделирование общего прошлого и запустить его трансляцию в сознание жителей этих «частей» когда-то единой «галактики».

Максим. «Ломать» созданные когда-то искусственные «перегородки», разъединяющие единое целое на части. Причем все это надо делать быстро.

Григорий. Надо к тому же еще учесть, что все это будет «вариться» в «котле» ожесточенной конкуренции, которая вынуждает «мировоззренческих борцов» за доминирование тех или иных идеалов внедрять в свою практику и применять различного рода «культурологические идеологии» без оглядки на этические нормы. На первое место выходит скорость их применения и внедрения в умы жителей этих «галактических осколков».

Мария. Интернет позволяет осуществить доступ к колоссальному объему информационных данных. И если учесть, что вопросы приватности, в целом, не беспокоят подавляющую часть населения, то с учетом развития машинного обучения, люди смогут увидеть очень большой «исторический спектр». Искусственный интеллект на виртуальных моделях сможет показать нам, как «прошлое» социальных образований, так и их «будущее».

Оксана. Желание «быть всегда на правильной волне истории», к сожалению, не всегда осуществимо. С одной стороны, нас сдерживают технологические ограничения возможностей искусственного интеллекта. Вероятность стратегической ошибки не позволяет нам пока что полностью полагаться на искусственный интеллект. С другой стороны, другие «игроки» за умы населения используя «культурологические идеологии» в своих целях тоже хотят «быть всегда на правильной волне истории».

Ольга. Получается, что блогеры, как «командиры» на «передовой истории» несмотря ни на что встают во весь рост и ведут за собой своих «бойцов-подписчиков» вперед по «мировоззренческой дороге» к исторической правде, а через нее к «единой истине».

Жанна. Вот до чего мы здесь все договорились. В переписке с объемом в несколько строк так мысль не выразишь.

Светлана. А все-таки хорошо, что сайт «завис». А так бы никогда может и не увиделись вот так живьем. Глаза в глаза.

Петр. И не высказались прямо, открыто и откровенно.

Данила. Все прятались бы за выдуманными именами и чужими «личиками».

Виктор. А я вот что думаю, ребята.

Мария. Что?

Виктор. Давайте не только на «виртуальных полях» собираться, а и здесь или где ни будь в другом месте, но гласное, чтобы в живую.

Мария. Чтобы видеть собеседника, а не его какой-то там «образ» на экране смартфона, планшета, ноутбука.

Ольга. Хорошая идея. Я согласна.

Оксана. И мы согласны, правда ребята?

 

Все присутствующие на сцене одобрительно кивают головами.

 

Ольга. В таком случае предлагаю обсудить даты наших встреч.

Жанна. Разумеется, надо обсудить.

Ольга. Ребята, какие будут предложения?

 

Все присутствующие на сцене активно начинают обсуждать даты предстоящих встреч.

 

На сцене гаснет свет.

 

ЗАНАВЕС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>