Рассказ УДИВИТЕЛЬНЫЙ САМСОН

Автор: Юрченко Михаил Петрович

E-mail: Mixail1966@yandex.ru

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ САМСОН

(рассказ)

В Литве на хуторе Виленской губернии в крестьянской семье у Екатерины Емельяновны и Ивана Петровича Засс 23 февраля 1888 года родился мальчик. Новорожденного назвали Александром.

В младенчестве и раннем детстве Саша ничем не отличался от своих сверстников. Удивительные, судьбоносные изменения в его жизни происходят, когда Иван Петрович получает должность приказчика в богатом княжеском имении, расположенном между Саранском и Пензой. Семья переезжает в Пензенскую губернию в деревню, расположенную вблизи Саранска. Волевой отец успешно управляет имением. Мать уверенная, целеустремленная женщина ведет домашнее хозяйство и занимается банковскими счетами имения. Дети, в меру своих сил, помогают родителям. В Саранске маленький Саша вместе с родителями, двумя братьями и двумя сестрами впервые посещает цирк. Яркое, красочное, совершенно волшебное представление в одно мгновение наполнило четким и ясным смыслом его дальнейшую жизнь. Он увидел реальную цель, к которой будет упорно, настойчиво, сквозь тяготы и невзгоды шаг за шагом приближаться с детских лет.

Иван Петрович, будучи человеком деловым и хорошо знающим людей, возлагал на Александра большие надежды. Когда сыну исполнилось двенадцать лет он подошел к нему и серьезно, по-взрослому, сказал:

– Мне нужен помощник. Одному за всем не уследить. Вот конь, – отец кивком головы указал на молодого жеребца. – Верхом будешь объезжать удаленные хозяйские поля и контролировать, как идут дела. Сейчас отвезешь деньги в городской банк. Их зачислят на банковский счет для дальнейшей отправки владельцам имения. Вот сумка с деньгами. Сумма не малая. Доверяю, – Иван Петрович вытащил из походной сумки аккуратно завернутый сверток, показал его сыну и положил обратно в сумку. – Что стоишь? Седлай и в путь. Время идет.

Саша подошел к лежащему на земле седлу. С трудом поднял его и хотел положит коню на спину, но не удержал седло и чуть было не уронил его. Отец вовремя подхватил падающее седло и водрузил его на спину жеребцу. Конь снисходительно посмотрел на маленького наездника, старающегося изо всех сил закрепить на нем седло, потом перевел недоумевающий, с оттенком недовольства, взгляд на Ивана Петровича.

Уловив взгляд жеребца, отец, словно в оправдание своего решения, тихо сказал:

– Ничего, ничего. Пусть привыкает.

Конь громко фыркнул и посмотрел на стоящую поодаль лошадь, запряженную в коляску, на которой приказчик ездил по своим делам. Лошадь замотала головой и закрепленный на хомуте колокольчик весело зазвенел. Конь перевел взгляд на огромного черного пса, сидящего недалеко от своей большой, просторной будки. Пес грозно гавкнул на возившегося с седлом подростка и, переведя взгляд на коня, сочувственно заскулил.

Саше показалось, что все присутствующие при его конфузе смеются над его физической слабостью. Но, что он мог возразить? Животные были правы.

Отец передал сумку с деньгами сыну. Саша еле дотянулся ногой до стремени и с трудом уселся в седло. Взял в руки поводья.

Конь тут же пошел боком и демонстративно постарался укусить мальчика за ногу, но Саша быстро отодвинул колено.

– Тише! Не бузи! – сурово крикнул на коня Иван Петрович. Обратился к сыну: – Передашь деньги и мигом обратно. Работы много, – окинул хозяйским взглядом всех присутствующих. Громко сказал: – До обеда еще далеко. Хватит бездельничать! Всем работать!

Конь присмирел и послушно поскакал мелкой рысью вместе с наездником в город. Лошадь опустила голову и забила землю копытом. Свирепый пес прижал уши, вильнул хвостом и пошел на свой пост к открытым воротам.

Приказчик взял в руки кнут и, усевшись в коляску, выехал со двора.

Через некоторое время Иван Петрович собрался в Саранск продавать лошадей.

– Поеду в город, – сухо сказал он Екатерине Емельяновне.

– Сам? – поинтересовалась жена и внимательно посмотрела на мужа.

– Александра с собой возьму. Пусть учится. В жизни всякая наука пригодиться.

– Хорошо. Только в ночь назад не возвращайтесь. Деньги выручите не малые. На постоялом дворе переночуйте. Хорошо? – с серьезным выражением лица посоветовала Екатерина Емельяновна.

– Разумеется, – согласился с ней Иван Петрович. Посмотрел на сына. Твердым голосом сказал: – Саша, завтракай и живо собирайся в дорогу. Поедешь со мной в Саранск на ярмарку.

– Я уже позавтракал.

– Тогда одевайся и поехали. Солнце уже давно встало, а мы за ворота своего двора даже не выехали.

В Саранске Ивану Петровичу повезло. Он быстро продал по выгодной цене лошадей и в хорошем расположении духа предложил Саше:

– Пройдемся, сынок, по ярмарке. Посмотрим кто чем торгует и по каким ценам. Солнце клонится к закату. Домой поедем завтра.

– Хорошо, – радостно отозвался Саша.

Они неспеша пошли вдоль торговых рядов. Вдруг громко заиграла веселая музыка. Саша повернул голову и увидел высокий шатер цирка. Два клоуна озорными голосами зазывали народ на представление.

– Смотри цирк! – радостно воскликнул Саша и с надеждой посмотрел на отца. – У нас ведь много свободного времени. Давай сходим на представление, – и легонько потянул его за рукав пиджака.

Иван Петрович внимательно осмотрелся вокруг, немного подумал и утвердительно кивнул головой.

– Хорошо. Пойдем, – озорным голосом сказал он и едва заметно подмигнул сыну.

Купив билеты, они вошли в шатер. Представление началось. Саше все цирковые номера очень понравились. Особенно силовой номер. Крепкий, мускулистый мужчина гнул руками подковы, поднимал неимоверно большие гири и штангу, рвал цепи. Закончив выступление, артист обратился к разгоряченной увиденным публике:

– Уважаемые, зрители! Если есть среди вас сомневающиеся в достоверности увиденного, то любой желающий может подойти к гирям, штанге и попробовать поднять. Вот подковы. Можете попробовать на прочность. Разогните. Есть желающие?

Вышло несколько смельчаков. Но они даже не сдвинули гири с места и не оторвали штангу от помоста.

Иван Петрович посмотрел в искрящиеся радостью глаза сына, похлопал его по плечу и уверенно направился к силачу. Взял из его рук подкову и на глазах изумленной публики разогнул ее. Затем подошел к штанге и поднял ее выше колен. Зрители ахали от удивления и весело перешептывались друг с другом. Затем все дружно захлопали Ивану Петровичу. Смущенный таким поворотом дела силач что-то сказал своему ассистенту и тот быстро принес деньги. Артист взял деньги и обращаясь к зрителю-силачу громко объявил:

– За такой подвиг дарю тебе этот серебряный рубль! Выпей на радостях.

Иван Петрович взял рубль. Вынул из кармана еще три рубля и отдал все деньги артисту-силачу со словами:

– Я веду здоровый образ жизни! Сам не пью и вам, уважаемая публика, не советую. Эти деньги ты заслужил! Бери, но пей только чай! – и под аплодисменты зрителей вернулся на свое место.

Саша сиял от радости и гордости за своего отца.

Представление закончилось, и сын вместе с отцом в хорошем расположении духа пошли ночевать на постоялый двор. После сытного ужина отец сидел в комнате за столом и с удовольствием пил чай с сушками. Саша расположился на диване и смотрел в окно. Перед его глазами разноцветными искрами мелькали цирковые номера: кувыркались под самым куполом воздушные акробаты; ловко подбрасывали вверх и ловили горящие факелы жонглеры; скакали по арене разгоряченные лошади с лихими наездниками; смешили публику разукрашенные клоуны; фокусник удивлял зрителей своим волшебством; огромный силач, играя своими рельефными мышцами, разгибал подковы, играючи жонглировал тяжелыми гирями и поднимал огромную штангу. Цирк манил, притягивал к себе сидящего на диване подростка. Саша некоторое время колебался, прекрасно понимая, как будет недоволен отец если узнает о его жгучем желании еще раз посмотреть цирковое представление.

Солнце клонилось к закату. Сын мельком взглянул на отца. Иван Петрович неспеша пил чай. Саша быстро посмотрел в окно, на мгновение замер и решился. Чуть дыша, от непреодолимого желания вновь увидеть выступление артиста-силача, он обратился к отцу:

– Отец, разреши прогуляться перед сном.

– Иди. Только не долго. С постоялого двора ни ногой. Ясно?

– Хорошо.

Саша вышел из комнаты. Демонстративно прошелся несколько раз перед окном, чтобы отец увидел его. Потом отошел в сторону и незаметно вышел через калитку на улицу. Оказавшись на свободе, он быстро-быстро пошел в направлении веселой музыки. Вот и шатер с зазывалами-клоунами. Саша купил входной билет и вновь окунулся в искрометное волшебство цирка. После окончания представления он вышел на улицу.

«Что же делать? – лихорадочно размышлял Саша осматриваясь вокруг. – Солнце село. Скоро станет совсем темно. Отец наверняка очень зол и ищет меня. Идти сейчас домой? Нет. Лучше уж здесь, где ни будь переночую, а завтра будь что будет».

Саша нашел у клеток с животными какой-то ящик с опилками и забрался внутрь. Кое-как улегся и заснул. Утром он незаметно вылез из ящика и поплелся на постоялый двор.

Отец молча схватил его за шиворот и поволок на конюшню, где от души отстегал непослушного сына пастушьим хлыстом. После такого сурового наказания Саша отходил несколько дней.

Приехав домой, Иван Петрович, не терпящим возражений голосом, огласил приговор сыну:

– Довольно городского баловства. Бери узелок с едой и отправляйся подпаском в самую дальнюю деревню. Узнаешь, как деньги зарабатываются. Тратить все мастера. Ты еще здесь? – и грозно посмотрел на посмевшего ослушаться Сашу.

На обширных деревенских лугах подросток целыми днями пас лошадей, коров и верблюдов. Но он не унывал и не отчаивался. Наоборот, в меру своих сил, Саша усиленно занимается физическими упражнениями: вместо гирь поднимает камни; упражняется с самодельной штангой – палкой с привязанными к ней грузами-камнями; гнет ветки деревьев, имитируя разгибание подковы. Еще он пробует дрессировать лошадей. Даже со свирепыми и грозными псами-волкодавами, вместе с ним охраняющими пасущихся животных, он находит «общий язык» и сторожевые собаки его беспрекословно слушаются.

Осенью Саша возвращается домой. Отец, увидев, как физически окреп сын, приятно удивлен. Конь уже не косился недоверчиво на возмужавшего подростка, а одобрительно фыркал. Сторожевой пес тоже заметно присмирел и в присутствии Саши уже не смел рычать и показывать свои огромные клыки.

Иван Петрович, видя такие положительные изменения в физическом и духовном развитии сына слегка смягчился. И даже помог ему обустроить на заднем дворе спортивную площадку. Заметив такие перемены в настроении отца, Саша решился:

– Отец, купи мне, пожалуйста, книгу Евгения Сандова «Сила и как сделаться сильным».

– Зачем тебе это? Здоровый образ жизни, физическая сила, выносливость, конечно, хорошо, но я тебе рекомендую больше уделять внимания техническим новшествам нашей современности.

– Я уделяю, – и сын посмотрел в направлении самодельной спортивной площадки.

– Не серьезно все это, – Иван Петрович скептически кивнул на самодельные гири, штангу и прочие приспособления для занятия физическими упражнениями. – Учись видеть перспективу развития и свое место в ней. Вот хорошее техническое образование совсем другое дело. Скажем машинист паровоза. Престижно, современно и в финансовом плане надежно. Не то что эти твои увеличивающиеся физические нагрузки.

– Купишь? – продолжал настаивать на осуществлении своего желания сын.

– Хорошо. Вот деньги. Заказывай свою книгу. А кто такой Евгений Сандов?

– Это же кумир всех любителей спорта! Известный силач и атлет. Пропагандист здорового образа жизни и физической культуры!

– Знаменитый? – отец махнул рукой и вручил сыну деньги. – Покупай!

После прочтения методического наставления, занятия Саши приобрели системный характер. К двадцати годам силовые возможности его тела значительно расширились.

Иван Петрович не препятствовал занятиям сына, но и не придавал им какого-то важного, главного значения. Однажды он торжественно обратился к сыну:

– Александр, поедешь учиться в Саранск в Техническое училище. Затем отправишься в Оренбург в локомотивное депо, где освоишь специальность помощника машиниста! Вот деньги. Собирайся.

Сын не горел большим желанием ехать учиться на помощника машиниста, но ослушаться отца он не мог. Отец в своем мнении был решителен и непоколебим.

Александр отправляется в Саранск изучать паровозное дело. Учеба не приносит ему никакого удовлетворения. Он мечтает не о паровозах, а о цирке. Молодой человек хочет быть цирковым артистом, а не машинистом.

Шло время. Александр усиленно продолжал заниматься силовыми упражнениями с гантелями. Постепенно превращая свое тело в хорошо сформированный, отлаженный, крепкий, надежный инструмент.

Теоретическое обучение в Техническом училище окончено. Будущий помощник машиниста отправляется в Оренбург.

Как-то по дороге в депо юноша увидел яркие афиши, услышал хорошо знакомую с детства мелодию и громкие возгласы зазывал, приглашающих на цирковое представление. Его ноги пошли навстречу своей заветной мечте. Он посмотрел одно представление, второе и все никак не мог уйти из шатра цирка. Инспектор манежа заметил неподдельный интерес юноши к происходящему на цирковой арене и подошел к нему с вопросом:

– Почему вы смотрите все представления? Вам не надоело?

– Знаете, – откровенно ответил ему Александр, – я очень хочу работать в цирке. С детства мечтаю стать настоящим цирковым артистом-силачом.

– Вы хотите работать в цирке? – немного удивился и в тоже время образовался инспектор манежа. – В таком случае пойдемте со мной я представлю вас хозяину цирка.

– Мне сказали, молодой человек, что вы желаете работать в нашем цирке? – густым басом поинтересовался высокий поджаристый мужчина средних лет с пышными бакенбардами и короткими стриженными усами.

– Да, хочу, – просто без всякого пафоса ответил Александр.

– Хорошо. Я дам вам место. Будете работать разнорабочим. Убирать клетки животных и все такое прочее. А там посмотрим на что вы способны. Работа не из легких. Согласны?

– Да, согласен, – твердым голосом ответил молодой человек.

– Приняты. Идите с администратором он все вам покажет и объяснит.

Так Александр в сентябре 1908 года устроился работать в цирк Андржиевского. Работая разнорабочим, он усиленно тренировал свое тело. Через некоторое время у него появился свой номер – «Баланс». Молодой артист выходил на арену и передвигался в разных направлениях с большущим самоваром на голове, в котором находился крутой кипяток.

Отцу, разумеется, он писал, что прилежно осваивает в локомотивном депо профессию помощника машиниста.

Идиллия молодого артиста длилась недолго. Цирк Андржиевского стал готовится к переезду на гастроли в другой город. Александр вынужден уйти из цирка. Ведь покинуть Оренбург он не мог, а рассказать все честно отцу не решался. Начинающий артист возвращается в локомотивное депо, но его мысли заняты вовсе не паровозом, а цирком.

«Что делать? Как продолжить осуществление своей мечты? – размышлял Александр. – Я уже кое-что умею. У меня есть свои номера. Я – цирковой артист. Никакие трудности меня не остановят в осуществлении заветной мечты! Найду хороший цирк и останусь в нем навсегда».

Однажды он прочитал в газете объявление, что прославленный цирк Юпатова дает представления в Ташкенте. Молодой человек быстро собрался и поехал на встречу своей цирковой судьбе.

Юпатов принял начинающего артиста сдержанно:

– Что вам угодно, молодой человек? – поинтересовался он у стоящего перед ним Александра.

– Желаю поступить к вам в цирк.

– Вот как. И в качестве кого, разрешите спросить.

– В качестве циркового артиста-силача.

Юпатов недоверчивым взглядом смерил с ног до головы несостоявшегося машиниста паровоза и спросил:

– Ваши физические параметры?

– Пожалуйста. Мой рост сто шестьдесят семь сантиметров, вес около восьмидесяти килограмм, окружность грудной клетки сто девятнадцать сантиметров, бицепс сорок один сантиметр.

– Да-а, – разочарованно протянул Юпатов. – На атлета-силача вы совершенно не похожи. Настоящие силачи – гора мышц под два метра высотой и больше сотни килограммов в весе. Что вы умеете еще делать? Впрочем, мне нравится ваша смелость и уверенность в своих возможностях, юношеский задор и непреодолимое желание работать в нашем цирке. Учитывая все это могу предложить должность рабочего цирка, при условии, что вы внесете двести рублей в качестве вступительного взноса. Согласны?

– Согласен, – уверенным голосом ответил молодой человек.

– В таком случае буду ждать. Приходите, если не передумаете. До свидания, – закончил разговор хозяин цирка.

– Я буду работать у вас в цирке. До свидания.

Уже на улице Александр перевел дух и задумался:

«Где взять такие большие деньги? У меня ведь их нет. Что делать?»

Проходя мимо почтамта, он машинально замедлил шаг. Остановился напротив двери. Немного подумал и решительно вошел внутрь. Взял бланк телеграммы. Сел за стол и твердым почерком написал адрес своего дома и текст следующего содержания:

«Здравствуй, дорогой отец. Солидное предприятие предложило хорошую работу с заработком больше, чем у машиниста паровоза, но для этого необходимо пройти обучение. Для подтверждения моих серьезных намерений я должен внести в кассу залог в сумме двести рублей. Прошу помочь. Твой сын, Александр».

На удивление Александра отец быстро откликнулся и прислал деньги.

Засс сразу же пошел к хозяину цирка. Контракт был подписан. Александра определили помогать известнейшему в Российской империи дрессировщику домашних животных Дурову.

Рабочий цирка, настойчивостью и упорством в достижении поставленной цели, заслужил у артистов уважение. Через некоторое время Засс стал выступать на арене в борцовском номере. Затем ему разрешили выступать со своим номером. Жизнь и карьера начинающего артиста стали налаживаться. Александр успешно работал в цирке полтора года. Вдруг случилось непоправимое несчастье. В клетках с животными начался пожар и цирк Юпатова вместе с животными сгорел. Хозяин обанкротился. Александр остался без работы.

Что делать?

Молодой артист устраивает показные выступления агентам из различных цирков и получает предложение от цирка Хойцева.

Когда цирк в 1913 году приехал с гастролями с Саранск Александр прислал отцу афишу цирка. Однако атлетические способности сына не вдохновили Ивана Петровича. Он остался при своем мнении и к популярным у публики выступлениям силача-сына отнесся прохладно.

Наступил 1914 год. Профессиональная карьера артиста Засса успешно развивается. Оригинальные силовые номера Александра не только восхищают, но и удивляют зрителей. Некоторые сомневаются в его неимоверной силе и предполагают, что Засс просто ловкий трюкач-фокусник. Несмотря на это от цирковых агентов регулярно поступают заказы. Очень многие хотят лично увидеть выступление атлета-силача со скромными внешними физическими данными.

Начинается Первая мировая война. Александра мобилизуют в действующую армию в 180-й Виндавский кавалерийский полк, который дислоцируется в Саранске. Через некоторое время полк отправляют на фронт.

Александр принимает активное участие в боевых действиях. Возвращаясь из очередного боевого задания, группа кавалеристов-разведчиков попадает под плотный оружейно-пулеметный огонь противника. Конь Засса падает вместе с наездником. Наблюдатели с вражеских позиций решают, что цель поражена и прекращают огонь.

Александр лежит на земле рядом с конем. Когда стрельба стихла он быстро осматривается, оценивает сложившуюся обстановку и подползает к своему четвероногому боевому другу.

Конь устало дышит и жалобно смотрит на всадника. Пытается встать на ноги.

– Успокойся. Я тебя не оставлю. Все будет хорошо, – обращается Засс к жеребцу. – Что там у тебя? – осматривает коня. – Ранен в ногу. Сейчас я тебе помогу, – и Александр привычными движениями быстро и ловко перевязывает рану. – Вот так. Теперь лучше? Стемнеет и я тебя вынесу.

Жеребец немного успокаивается и смотрит в глаза своему спасителю, думая: «Как же этот среднего роста парень сможет меня, такого большого и тяжелого, вынести?»

Заметив, что конь недоверчиво смотрит на него, Александр твердым голосом говорит:

– Ты не смотри, что я скромной комплекции. Знаешь какой я сильный.

Уверенный голос кавалериста действует успокаивающе на жеребца и он, положив голову на грудь Александра, ждет своего спасения.

Как только сумерки сгущаются Александр помогает своему боевому товарищу встать на ноги и на плечах выносит с поля боя к своим позициям.

Весть о подвиге кавалериста Засса моментально облетает все ближайшие боевые части. Сомневающиеся в достоверности услышанного, приходят посмотреть на отважного, доброго силача.

Командование полка уважительно отнеслось к поступку разведчика-кавалериста и поощрило его находчивость и товарищескую выручку.

Началось крупное наступление. В одном из разведывательных боев рядом с кавалеристом Зассом разрывается снаряд. Конь гибнет, а Александр серьезно ранен. В бессознательном состоянии он попадает в плен к австрийцам.

Очнулся Засс уже в госпитале. Его покормили. Хирург грустно смотрит на лежащее перед ним физически развитое молодое тело Александра:

– Сложное ранение обеих ног. Можешь умереть. Готовься к операции. Будем ампутировать ноги.

– Не делайте этого! – обратился Засс к хирургу.

– Хорошо, – соглашается врач. Он и сам не очень-то хочет превращать такого молодца в безногого инвалида. – Я попробую, но положительный исход не гарантирую. Твои конечности серьезно повреждены шрапнелью.

Хирург оперирует пленника, но значительных улучшений не происходит.

– Сделайте еще одну операцию, – настойчиво просит Александр хирурга.

– Попробую еще раз, – утвердительно кивает головой хирург, поддавшись уговорам больного.

После второй операции раны долго не заживают, и врач говорит:

– Старайся парень если хочешь стоять на своих ногах. Если раны загниют, то ампутация неизбежна. Ты меня понял?

– Да, доктор. Я усиленно разрабатываю мышцы, сухожилия, связки. У меня все получится.

– Я вожусь с твоими ногами, потому что верю в твой могучий организм Засс. Не подведи меня. Удачи, артист.

Через некоторое время, благодаря упорным физическим упражнениям, раны заживают и Александр начинает ходить на костылях. Разработанная Зассом лечебная гимнастика восстанавливает ноги. После выздоровления его направляют в лагерь военнопленных, а затем на тяжелые дорожные работы.

Александр не падает духом и стремится к свободе. Засс сбегает из-под стражи два раза. Его ловят и жестоко наказывают, но он не смиряется с участью пленника. Третий побег оказывается более удачным. Засс усталый, голодный добирается до города Капошвар расположенный на юге Венгрии, где дает свои представления цирк Шмидта. Александр договаривается о встрече с хозяином цирка.

– Здравствуйте, – переходит сразу к делу Засс. – Я, русский артист цирка. Выступал как борец и как силач. Прошу участия в моей судьбе. Я хочу работать в цирке.

– Вот как, – удивленно смотрит на исхудавшего молодого человека хозяин цирка. – Ни ростом, ни комплекцией вы совершенно не похожи на атлета-силача. Я поверю, если на моих глазах разорвете цепь.

– Сейчас я не в лучшей физической форме, но сделаю это.

– Справитесь с заданием, и я заключу с вами контракт. Будете выступать в моем цирке.

Принесли цепь. Александр сконцентрировался и вложил все свои оставшиеся силы в выполнение поставленной задачи. Цепь разорвалась и, громко звеня, упала к ногам Засса.

– Я беру вас в цирк. Приводите себя в порядок и готовьтесь к выступлениям. Уверен, что публику заинтригует простая, ничем не примечательная внешность, скрывающая в себе такую мощь и силу. Зрителя удивят и шокируют ваши физические возможности. Это будет сенсация. Я прогнозирую успех.

Так Александр вновь начинает выступать в цирке.

Хозяин цирка оказался совершенно прав. Многолетний опыт администрирования не подвел. Успех Засса у зрителей был неимоверный. В городе все говорили о появившемся в цирке молодом атлете и его физической силе.

Об удивительных силовых возможностях артиста цирка докладывают военному коменданту города.

– Что вы говорите! Надо же какой молодец! – восклицает он, пристально смотря в глаза рассказывающему об этом удивительном физическом чуде офицеру. – Я обязательно схожу на представление. Если все, что вы мне только что сказали правда, то не менее удивительно и другое. Почему такой физически развитый молодой человек не служит в армии? Разберитесь с этим вопросом и доложите мне.

– Есть, – встает по стойке смирно помощник коменданта и убывает выполнять приказание начальника.

В результате проверки выясняется, что артист-силач не просто русский, но еще и беглый военнопленный.

Засса немедленно арестовывают и после разбирательства конвоируют в военную крепость города, где заковывают в кандалы и сажают в сырой, холодный подвал.

Казалось все кончено. Но Александр не падает духом. Находясь в заточении, он думает, как в маленьком, замкнутом пространстве камеры, да еще и в кандалах поддерживать свое физическое состояние.

«Не стоит отчаиваться и впадать в хандру, – размышляет Засс в маленькой камере с зарешеченным окошком под потолком. – Найду и из этого тяжелого положения выход. Продолжу работать над собой. Разработаю особый комплекс силовых упражнений без поднятия тяжестей. Буду использовать в тренировках существующие возможности камеры и ограниченные кандалами движения. Выполнять доступные мне физические упражнения. Ходить гусиным шагом, приседать, делать наклоны, напрягать и расслаблять мышцы. Я верю в себя, в физические возможности своего организма».

Безобидное, миролюбивое, внешне смиренное поведение заключенного, его способность к дрессуре собак расслабили бдительность охраны. Зассу поручают дрессировать служебных собак крепости. Для выполнения этого поручения с рук снимают кандалы. Александр тут же воспользовался этим. Он разрывает на ногах цепи кандалов, выламывает решетку в окне камеры и совершает свой четвертый, полностью удавшийся побег из плена.

Добравшись до Будапешта Засс, во избежание очередного ареста, решает затаиться и не афишировать себя.

«Устроюсь работать грузчиком в порт, – размышляет Александр. – Про беглого военнопленного забудут и я вновь смогу выступать в цирке».

Ведя неприметный, скромный образ жизни Засс, в меру своих сил и возможностей, продолжает тренироваться.

Заканчивается война. В России революция. Европу наполняют бежавшие из Советской России белогвардейцы – бывшие офицеры и солдаты царской армии. Александр хочет вернуться в Россию, но послушав рассказы беженцев решает, что ему, как солдату царской армии, не безопасно будет возвращаться в теперь уже Советскую Россию. Засс принимает решение остаться в Европе и продолжить свои выступления в цирке. Тем более, что он встретил в Будапеште своего старого знакомого борца, чемпиона мира Чая Яноса. Выслушав грустную историю своего коллеги, венгр решает помочь Александру.

– Я восхищен силой твоего духа. Завтра же поедем к моим родственникам в деревню. Поживешь некоторое время у них. Поправишь свое здоровье, восстановишь силы. Я помогу тебе вернутся на цирковую арену. Предлагаю выступать в труппе борцов, которую я возглавляю, – сказал Чая Янос.

– Согласен. Но схватки на ковре я хочу чередовать с силовыми атлетическими выступлениями, – предложил Засс.

– Это взбодрит и привлечет внимание публики к нашему аттракциону, – утвердительно отвечает чемпион мира.

Александр несколько лет выступает в труппе борцов Чая Яноса.

Однажды Чая Янос приходит в гости к Зассу не один.

– Здравствуй, Александр, –с радостной улыбкой обращается чемпион мира к Зассу, – я привел к тебе синьора Пазолини. Известный итальянский импресарио. Я уверен, что вам есть о чем поговорить.

– Здравствуйте, Александр Засс! – громко говорит импресарио. – Я вчера был на представлении и совершенно поражен, очарован мощью вашей силы.

– Здравствуйте, друзья. Вы, синьор Пазолини видели всего лишь несколько силовых номеров. У меня их гораздо больше.

– У вас интересные, эксклюзивные силовые номера. Зрители ждут удивительных, волшебных представлений. Предлагаю контракт на гастрольные выступления с силовыми номерами по Европе.

– Благодарю за предложение. Я согласен. Что же касается моих силовых номеров, то в них нет ничего фантастического. Мы ассоциируем настоящего силача с огромными бицепсами, но размер и объем не всегда являются доказательством истинной силы. При занятии силовыми упражнениями необходимы строгий режим, четкая система тренировок, концентрация воли, способность управлять своими мышцами и крепкие сухожилия. Я не просто наращиваю мышечную массу. Я укрепляю связь между сухожилиями, мышцами и суставами.

– Невероятно! – восклицает в изумлении синьор Пазолини. – Превратить свое тело в такой совершенный рабочий инструмент. Я видел выступление, где вы ладонью забиваете пятнадцатисантиметровые гвозди в трехдюймовые доски, а затем вытаскиваете их, обхватив шляпку указательным пальцем. Фантастика! Как этого достигли?

– Кропотливой, ежедневной, целеустремленной работой и сконцентрированным напряжением духовных и физических сил, – улыбаясь, просто, без пафоса отвечает Александр Засс.

Импресарио в восхищении разводит руками:

– Какая мощь, какая сила! Публика ждет вас!

Активные гастроли по странам Европы приносят Александру, взявшему себе сценическое имя – «Самсон», заслуженную славу и уважение. Номера русского силача представляют собой настоящие мини спектакли. Публика в восторге и восхищении. Засс придумывает все новые и новые силовые трюки, граничащие с настоящими чудесами.

20 мая 1923 года известный силач «Самсон» подписывает контракт с Шарлем Дэбре и едет в Париж.

В 1924 году Александра Засса приглашают на гастроли в Англию, где он остается жить, поселившись в городе Хокли недалеко от Лондона. Популярность «Самсона» в Великобритании огромна. Атлеты Пулум, Эдвард Астон, Томас Инч пытаются повторить граничащие с волшебством его силовые трюки, но никому из них так и не удается их выполнить. Благодарные зрители за высочайшее мастерство и богатырскую силу стали называть Засса «Удивительный Самсон».

А поражаться было чему. «Удивительный Самсон» носил на плечах лошадь, носил рояль с двумя ассистентками, ловил ассистентку, вылетающую из сконструированной им самим пушки на расстоянии двенадцати метров, поднимал на сооруженной специальной платформе лошадь с всадником. Сохранилась фотография силового номера, где Александр Засс держит на плечах платформу, на которой стоят тринадцать человек. Среди них и будущий премьер Англии Уинстон Черчилль. После показа силового номера, названного Александром «Чертова кузница», где он лежит спиной на платформе с торчащими вверх гвоздями, а на его груди находится камень весом пятьсот килограмм и эту глыбу два ассистента разбивают кувалдами, Засса прозвали «Железный Самсон».

Фотографии Александра Засса печатают в модных журналах того времени вместе с фотографиями его кумира – Евгения Сандова знаменитого силача, который основал в Лондоне элитный спортивный клуб «Студия физической культуры». Евгений Сандов, в своих книгах, широко рекламирует гимнастические упражнения с гантелями, гирями.

Однажды силачи встретились и Евгений Сандов сказал:

– Знаете, Александр, у нас много общего. Вы – русский, родились в России, а живете сейчас в Англии. И я наполовину русский. Отец – немец, а мать – русская. Родился я в Германии, а живу в Англии. Вы – силач и я – силач. Я восхищаюсь вашей силой. Почему бы вам не заняться пропагандой здорового образа жизни? У вас очень хорошая, действенная методика.

– Спасибо за добрые слова. Кстати, я в детстве тренировался по вашей методике, –ответил ему Засс. – Мне часто задают вопросы: «Откуда я? Как стал таким сильным?» Поэтому решил написать о себе и включить в книгу раздел с физическими упражнениями по развитию выносливости и силы. Ведь настоящую атлетическую силу возможно развить только если чередовать динамические тренировки с изометрическими упражнения.

Александр Засс в 1925 году публикует книгу «Удивительный Самсон. Рассказано им самим».

«Железный Самсон» активно гастролирует с силовыми номерами до 1954 года. Он удостаивается титула «Сильнейший человек Земли». При жизни Александра Засса это звание никто не смог оспорить.

Когда Александру Ивановичу Зассу исполняется шестьдесят шесть лет он перестает активно выступать с силовыми номерами и переключается на дрессировку лошадей, собак, обезьян и даже львов. Но, иногда, для развлечения публики, выполняет силовые номера. Так в семидесятилетнем возрасте Засс, в своем номере с дрессированными животными, носит на плечах по арене цирка двух львов в специальной корзине.

Несмотря на возраст Александр Иванович, зная семь языков, ведет активный образ жизни.

В 1962 году, спасая своих животных из горящего фургона, Александр Иванович получает сильные ожоги. Через несколько дней он умирает в больнице от сердечного приступа.

«Удивительный Самсон» похоронен на кладбище города Хокли под Лондоном, согласно его пожеланиям, «утром, когда начинает светить солнце». Во времена его молодости, именно в это время, артисты цирка снимались с места и отправлялись в путь.

На могиле силача-атлета надпись: «Александр Засс (Самсон) – сильнейший человек мира, умер 26.09.1962 в возрасте 74 лет».

В Оренбурге, городе в котором Александр Засс впервые вышел на арену, в 2008 году перед зданием цирка установлен памятник знаменитому русскому силачу «Самсону» скульптора Александра Рукавишникова.

Более сорока лет Александр Иванович Засс выступал на мировых цирковых аренах с удивительными, неповторимыми силовыми атлетическими номерами. И всегда «Железный Самсон» называл себя русским артистом и указывал это на своих афишах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>